Конституционные теории темперамента

В исследованиях, проведенных на операторах энергосистем, было показано, что психические качества, позволяющие справляться с работой в аварийной ситуации, больше выражены у лиц с сильной нервной системой. В связи с этим было введено понятие «оперативной надежности человека», базирующееся на типологических особенностях свойств нервной системы. Темперамент Понятие темперамент означает смешение частей, относится к природно обусловленным подструктурам личности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду индивидуально-психологические свойства человека, определяющие формально-динамические особенности его деятельности, такие как интенсивность энергетический аспект поведения и время темпоральный аспект поведения. Таким образом, темперамент характеризует динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту, силу. Важнейшими критериями выделения свойств темперамента являются наследуемость, проявление в раннем детстве, устойчивость проявления их в разных ситуациях, проявление их как у животных, так и у человека. Теорий, объясняющих механизмы темперамента, насчитывается очень много, но все их можно условно разделить на 3 группы: гуморально-эндокринные, конституциональные, нейродинамические. Гуморально-эндокринная теория берет свое начало от Гиппократа, который пришел к заключению, что в организме смешиваются четыре влаги, или сока: кровь — теплое начало; слизь — холодное начало; черная желчь — влажное начало и желтая желчь — сухое начало. В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека. Спустя 5 веков Гален описал типологию темпераментов, названия которых берутся от греко-латинских корней: флегматик «флегма» — слизь ; холерик «хойле» — желчь ; меланхолик «мелане хойле» — черная желчь и сангвиник sangis — кровь. Эти названия темпераментов сохранились и в современном языке. Конституциональные теории темпераментов разрабатывали Кречмер и Шелдон. Основоположником нейродинамической теории темперамента, объясняющий его с позиций функциональной типологии высшей нервной деятельности, был Павлов. Он выделил 3 основных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Он считал, что сочетание этих свойств определяет тип высшей нервной деятельности и темперамент, как проявление этого типа в поведении табл. Попытки применения теории типов нервной системы, разработанной Павловым, к изучению человека принадлежат его ученикам Красногорскому и Иванову-Смоленскому. Заслуга дальнейшей разработки типологии ВНД применительно к темпераменту принадлежит психологам Теплову, его ученикам и последователям Небылицыну, Русалову. Важнейшим их вкладом является изучение нейрофизиологических механизмов основных свойств темперамента: общей активности и эмоциональности. Соотношение типов нервной системы темперамента Особенности нервных процессов Тип нервной системы Тип темперамента Сила Уравновешенность Подвижность Сильный Уравновешенный Подвижный Живой Сангвиник Сильный Неуравновешенный Подвижный Безудержный Холерик Сильный Уравновешенный Инертный Инертный Флегматик Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный Слабый Меланхолик В исследованиях Мерлина были установлены многочисленные многозначные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента, что по существу означает, что одно и то же свойство темперамента может быть обусловлено несколькими свойствами нервной системы, и одно и то же свойство нервной системы может влиять на несколько проявлений темперамента. Современные концепции темперамента пытаются объединить 3 указанные выше группы теорий темперамента: гуморально-эндокринную, конституциональную и нейродинамическую. Так, в «специальной теории индивидуальности» Русалова в качестве механизма формирования темперамента предлагается рассматривать общую конституцию, определяя ее как многоуровневую, целостную характеристику, включающую биохимический, анатомо-морфологический и нейрофизиологический уровни. Какие бы теории ни укладывались в основу темперамента, большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют темперамент как устойчивую, врожденную, базовую характеристику, которая определяет разнообразие поведенческих проявлений. Кроме того, темперамент является первоосновой, определяющей индивидуальные особенности поведения с самых первых месяцев жизни и оказавшиеся устойчивыми на протяжении многих лет или всей жизни в целом. Факт устойчивости проявления черт темперамента подтвержден лонгитюдными исследованиями американских психологов Томаса и Чесс с сотрудниками, наблюдавшими проявления темперамента у одних и тех же детей в младенческом, 5- и 10-летнем возрасте, и другими исследованиями. В вопросе о том, какие проявления психики и поведения можно отнести к свойствам темперамента, до сих пор нет единой точки зрения. К числу свойств, наиболее часто включаемых в число темпераментных, многие авторы относят показатели эргичности активности и эмоциональности Кант, Вундт, Небылицын и др. При этом, он полагает, что указанные четыре свойства необходимо рассматривать в зависимости от сферы, в которой эти свойства реализуются. Реализовываться они могут в двух сферах: предметной при взаимодействии с физической, предметной средой в виде объектно-ориентированных стратегий или социальной в социальной сфере в виде субъектно-ориентированных, коммуникативных стратегий. Более широкий набор свойств темперамента представлен в концепции Мерлина. Он включает в число свойств темперамента следующие. Сенситивность как свойство характеризует общий способ чувствительности. Об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимых для возникновения психической реакции человека. Активность определяет, с какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Активность проявляется в целенаправленности и настойчивости в достижении целей, сосредоточенности в длительной работе и т. Континуум проявлений активности распределяется от вялости и пассивности до высоких степеней энергичности и подъема. Реактивность иногда это свойство называют импульсивностью. О реактивности судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия критическое замечание, угроза, резкий звук, обидное слово и др. Соотношение активности и реактивности. Это свойство проявляется в том, каково соотношение осознанного и неосознанного в регуляции поступков человека, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств настроений, желаний или от целей, обдуманных намерений, планов. В ряде исследований установлено обратное соотношение между реактивностью и активностью. То есть чем выше реактивность индивида, тем меньше его активность. О темпе реакций судят по скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания и других скоростных показателях психики. Пластичность — ригидность определяется тем, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям, изменяет приемы и способы действий, не снижая скорости, приспосабливается к новым условиям или его поведение, привычки характеризуются косностью. Этот термин, впервые введенный Юнгом, широко используется в концепции темпераментных свойств Айзенка. Этот параметр определяет, от чего преимущественно зависят реакции человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент экстравертили от образов, представлений, мыслей, связанных с прошлым и будущим интроверт. Экстраверсия проявляется в стремлении к общению, открытости, направленности на внешний мир. Интроверсия проявляется противоположными качествами. В некоторых концепциях темперамента это свойство обозначается как социабельность. Эмоциональная возбудимость выражает эмоциональную восприимчивость, эмоциональная чувствительность определяется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции. Эмоциональная лабильность определяет скорость, с которой возникает и прекращается эмоциональная реакция или состояние. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро происходит смена одного переживания другим. Для характеристики темперамента важно описание не отдельных его характеристик, а их сочетание. Так, для сангвиника характерным является высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Эмоциональные переживания сангвиника неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных воздействиях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности. Для холерика характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий; резкость и стремительность движений, сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Флегматик характеризуется низким уровнем активности поведения и трудностью переключения, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи; ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных воздействий у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. Меланхолика характеризуют низкий уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. При неудачных воспитательных воздействиях — повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают. Темперамент как основной фактор определяет систему предпочтений и специфику реакций человека, являясь основой для формирования в процессе воспитания и обучения индивидуальных черт характера, навыков, стилей деятельности. С этой позиции нельзя делить темпераменты на плохие и хорошие. Каждый из темпераментов представляет основу адаптивных возможностей человека, связанных с реализацией его биологических программ. Характер Если темперамент представляет собой биологический полюс интеграции психологических качеств личности, то характер является социальным полюсом интеграции личностных свойств. Характер часто определяют как «каркас», «конституцию» личности. Характер в буквальном переводе с греческого означает «чеканка», «зарубка», «отпечаток», Теофраст впервые предложил термин «характер» для обозначения комплекса признаков, отличающих одного человека от другого. Но не всякую индивидуальную особенность человека можно назвать чертой характера. Когда в психологии говорят о характере, то имеют в виду не формально-динамическую сторону психики, которая отражается в темпераменте, а содержательную. «Характер выражается в направленности личности, ее установках и значимых отношениях, которые регулируют и контролируют все проявления человека», — писал Рубинштейн. Таким образом, в анализе характера на первый план выступают отношения человека. Огромный вклад в изучение и понимание отношений человека внес Мясищев. Отношения он определял как сознательную избирательную, основанную на опыте, психологическую связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношение Мясищев рассматривает как движущую силу личности, поскольку в отношениях к каждому объекту потенциально выражаются сознание, чувства и воля, что проявляется в интересах, эмоциональной оценке, в различной степени активности личности, ее влечениях, желаниях, потребностях. Ананьев, рассматривая генезис характера, полагает, что первыми возникают отношения личности к другим людям, которые, закрепляясь в жизнедеятельности, превращаются в наиболее общие и первичные коммуникативные черты характера. По мере становления и формирования предметной деятельности, постепенно складываются предметно-действенные отношения и соответствующие им «деловые» черты характера. Принятие субъектом этих отношений в качестве личностно-значимых способствует формированию интеллектуальных черт и собственно «деловых», как, например, аккуратность, ответственность, трудолюбие. Позже других формируется система отношений личности к самой себе, на основе этих отношений формируются рефлексивные свойства характера самоотношение и др. Характер — это система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения. Из трех типов отношений личности: отношения человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира, Мясищев выделял категорию отношения к людям, считая, что она является «решающей и определяющей и носит характер взаимоотношений». Ядром черты характера, как формы реагирования личности в условиях социальных взаимоотношений, является соотношение между социальными индивидуальными ценностями. Это соотношение может быть разным, что и определяет моральную оценку черты характера или характера в целом. В случае, если человек осознает себя как члена общества, для которого существуют определенные моральные нормы, имеют место нормальные видо-родовые отношения. При нарушении этих соотношений появляются отрицательно оцениваемые черты характера. Например, проявление лживости означает нарушение этих соотношений частного и общего в пользу частного. Может быть другой вариант, когда депривируются личные, частные интересы в пользу общественных, что ведет к нарушению индивидуальных потребностей. Исходя из доминирующего способа отношений к себе и к другим людям, Братусь намечает 4 уровня в структуре личности. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе — как к самоценности, к другим — сугубо потребительское и определяется тем, помогает этот другой личному успеху или. Если помогает, то оценивается положительно, если нет — то отрицательно. Человек идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его к людям зависит от того, входят ли они в его группу. Группа может быть как маленькой семьятак и большой народ, нация, партия и т. Если другой входит в эту группу, то он достоин жалости, сострадания, уважения, любви, если нет, то эти чувства на него не распространяются. III — просоциальный, или гуманистический. За каждым человеком подразумевается самоценность и равенство в отношении прав и свобод. Общая устремленность личности этого уровня на достижение таких результатов, которые принесут пользу другим, даже «дальним» людям, человечеству в целом. Братусь считает, что только начиная с этого уровня, можно говорить о нравственности, на предыдущих уровнях речь может идти лишь о морали — эгоцентрической или групповой, корпоративной. На этом уровне устанавливаются отношения человека с Богом, другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, но и божественную ценность. На каждом уровне изменяется представление человека о благе и счастье. При этом существуют разные ступени принятия личностью этих уровней: ситуативная, устойчивая, личностно-ценностная. В концепции Фромма под чертой характера понимается та или иная ориентация, выражающая доминирующие социальные установки. Внешними детерминантами этих установок — отношений могут быть предметная среда, люди и внутренний мир самого человека, его «Я». Все ориентации Фромм делит на плодотворные и неплодотворные. Человек с плодотворной ориентацией видит источник своих благ в самом себе как воплощение своих сил и возможностей. Люди с неплодотворными ориентациями видят источники благ во внешней среде, вне себя, они ориентированы на то, что единственный способ обрести желаемое — это взять его из внешнего мира. Они хотят получить, но не способны давать. К неплодотворным ориентациям Фромм относит рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую, рыночную. Неплодотворные ориентации также имеют как отрицательные, так и положительные стороны. Но только человек с плодотворной ориентацией является по-настоящему свободным и независимым. Говоря о характере, необходимо отметить, что характер строится не на отдельных, изолированных чертах, а представляет собой определенную структуру. Группировка черт характера в определенные комплексы определяется отношениями, вокруг которых группируются черты характера. Нетрудно назвать черты характера, в которых проявляется отношение к людям: общительность, замкнутость, доброта, тактичность и др. Однако структура черт характера не исчерпывается их группировкой, необходимо учитывать также взаимодействие черт характера, так как смысл каждой отдельной черты зависит от того, с какими другими чертами она сочетается. Например, прямота, откровенность в сочетании с чуткостью, вежливостью имеют одну социальную оценку, в сочетании с грубостью — совсем другую. Важным показателем характера является его цельность, которая проявляется в непротиворечивости черт характера, в единстве отношений личности и способа их осуществления. На формирование характера влияют жизненные и социальные условия. Важную роль имеет семейное воспитание. В стилях семейного воспитания выделяют 2 основных параметра: контроль и любовь — принятие ребенка. Эти два показателя представляют собой континуум от полной самостоятельности до жесткого контроля и от любви до враждебности по отношению к ребенку рис. Стили семейного воспитания по Шеферу. В условиях жесткого контроля, высокой требовательности, властности формируется либо протест, желание высвободиться, либо дети адаптируются к требованиям и у них формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе, низкая самостоятельность, социальная незрелость. Если же высокая требовательность сочетается с эмоционально холодным, отвергающим отношением воспитание по типу Золушкито дети из таких семей испытывают трудности в общении, относятся к людям с недоверием, часто проявляют жестокость. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гипоопека — ведет к вседозволенности, поведение подростка становится непредсказуемым, зависит от внешних влияний возможны наркомания и другие формы асоциального поведения. Родительская любовь в сочетании с излишней заботой о ребенке — гиперопека — приводит к несамостоятельности, пассивности, трудностям в общении, становится тормозом на пути развития. Завышенные ожидания родителей в отношении своего ребенка, когда ребенок должен реализовать то, что не удалось в свое время родителям например, выбрать профессию, о которой мечтал отецчасто ведет к утрате духовного контакта с родителями, если же при этом ребенку навязывается повышенная моральная ответственность, это может привести к невротическому развитию.



COPYRIGHT © 2010-2016 dahatsu.by